9 декабря 2017 года воркутинский Дворец творчества детей и молодежи празднует 50-летний юбилей. В преддверии этого события клуб начинающих журналистов «Полярная сова» ДТДиМ совместно с порталом «Заполярка-онлайн.рф» запустил цикл публикаций «Твои люди, Дворец!». Сегодня героиней проекта стала концертмейстер отдела спорта Александра Лебеденко.
На вопрос, что значит жить «по нотам», быть в неразрывной связи с музыкой, которая является неотъемлемой частью твоей жизни, с уверенностью может ответить Александра Александровна Лебеденко, концертмейстер отдела спорта Дворца творчества детей и молодежи. На протяжении уже 45 лет она всецело отдает себя профессии, которая ею любима и, самое главное, доставляет удовольствие от каждой созданной композиции.
Путь Александры Александровны к обретению родного дела оказался непростым. Ей в буквальном смысле слов приходилось идти по шпалам до музыкальной школы. Но, несмотря на длительную дорогу и препятствия в достижении цели, она не оставила идею заниматься музыкой, закончив теоретическое отделение.
До знакомства со Дворцом Александра Александровна два года проработала педагогом в музыкальной школе в поселках Советском, Октябрьском и Северном, где преподавала сольфеджо и музыкальную литературу. «В деятельности педагога не было какого-то развития. Нужно было четко следовать школьной программе и заканчивать урок по звонку, но я часто засиживалась с детьми, ‒ делится своими впечатлениями Александра Лебеденко, ‒ мне всегда хотелось другого творчества, большего разнообразия в работе, где не было бы определенных рамок по времени».
В 1972 году извилистая дорога привела Александру Александровну во Дворец, и с этого времени его стены стали ее родным домом, в котором она неустанно творит, вызывая неподдельное восхищение, а иногда и удивление, не только у детей, но и педагогов. Стоит отметить, что раньше работа концертмейстеров протекала в совершенно другом режиме, сильно отличаясь от нынешнего процесса. Музыкальные композиции Александра Лебеденко проигрывала на фортепиано, глядя на гимнастку. Существовала одна единая программа на весь Советский Союз, на все разряды, начиная от юношеского и заканчивая мастерами спорта. По мнению Александры Александровны, проиграть одно музыкальное произведение двадцать раз на одном только соревновании было скучно.
Не обходилось за годы ее деятельности и без форс-мажоров. Александра Лебеденко рассказывает, что самое неприятное, когда гимнастка что-то пропускает или заканчивает раньше, а концертмейстер должен подыграть ей так, будто все идет по плану. Во времена Советского Союза на соревнования выезжали не только представители команд и тренера, но еще и концертмейстеры, которые тоже, можно сказать, выступали, сопровождая гимнастку музыкальной композицией.
В настоящее время процесс работы Александры Александровны, по ее словам, протекает намного интереснее за так называемым техническим «инструментом». В специальной программе она нарезает, аранжирует музыку, создает новые неповторимые композиции, вкладывая в них как можно больше разнообразия и чувственности, ведь для каждого спортивного предмета существует присущая только ему музыка. Воздушную лирическую композицию нельзя предложить для гимнастических упражнений с булавами, потому что для них свойственна жесткость и четкий, быстрый ритм. «Люблю, когда кульминация происходят ближе к концу, и обязательно присутствует яркий финал, жирная точка в произведении». И такая схема прослеживается во всех ее композициях. Но музыкальное произведение требует не только знания предпочтений тренера, но и знание самой гимнастки. Следует понимать, какую музыку она способна лучше выразить. И подобные нюансы далеко не последние.
«Сложность нарезания музыки в том, что есть установленный регламент по времени от 1:15 до 1:30. А программа так построена, что тренер стремится вложить больше элементов трудности, которые добавляют баллы гимнастке. Были такие случаи, что к минуте тридцати могли прибавить секундочку, а с главным судьей не спорят, поэтому нужно всегда делать с запасом, ведь даже такая помарка идет в минус выступления».
Даже вне рабочего времени Александра Александровна думает о работе, делает заметки о том, какую фонограмму нужно найти, а смотря телевизионные программы, будь они танцевальные или музыкальные, всегда запишет понравившуюся музыку. «Когда ты делаешь свое дело с душой, ты работаешь на износ. Главное ‒ быть профессионалом своего дела и любить детей. Хорошо, что я отгадала свою профессию, словно сам Боженька меня вел. Я не представляю себя на другом месте».